skip to Main Content

«Открой в себе художника» Для чего учиться рисовать и становиться художниками?

От автора: И так самое главное зерно нашей статьи, «Чтобы научиться рисовать, надо не рисовать учиться». Это звучит парадоксально….
Мы откроем вам тайну , что рисование это всего лишь навык, которому можно научиться и научить., так как мы когда то научились ходить или ездить на велосипеде.
.«Научиться рисовать —значит, в сущности, научиться видеть —видеть правильно, —а это нечто гораздо большее, чем просто смотреть глазами» Кимон Николаидис. «Естественный путь к рисованию», 1941 г.

Наша задача написанием этой  статьи — помочь увидеть то, что в каждом из нас на сознательном уровне живёт художник.

«Когда в человеке, какой бы работой он ни занимался, пробуждается художник, он становится существом изобретательным, ищущим, смелым, стремящимся к самовыражению. Он становится интересным для других людей. Он тревожит, будоражит, просвещает и открывает пути к лучшему пониманию». Роберт Генри. «Дух искусства»,  1923 г.

«Именно для того, чтобы по-настоящему видеть, видеть все глубже, видеть все ярче, а значит, жить в полном сознании и полнокровной жизнью, я рисую то, что китайцы называют «десятью тысячами вещей», обозревая все вокруг себя.

.Рисование — это дисциплина, благодаря которой я непрерывно открываю для себя мир. Я осознал, что того, чего я никогда не рисовал, я по- настоящему и не видел и что только когда я начинаю рисовать обычную вещь, я понимаю, насколько она необычна, какое это чудо≫.Фредерик Франк. «Дзен созерцания», 1973 г.

Помочь открыть доступ к своим изобретательным, интуитивным, образным способностям, которые остаются в значительной степени невостребованными нашей вербальной, технологической культурой.

Возможно,  нас не прельщает идея стать профессиональным художником. В таком случае упражнения просто углубят ваше понимание того, как работает ваш ум, или, вернее, два ваших ума — по отдельности, совместно, друг против друга. Жизнь становиться более содержательной,  мы видим  лучше и больше. Это подобно тому, что мы учим детей читать и писать не потому, что рассчитываем, что все они станут поэтами и писателями, но скорее для того, чтобы научить их мыслить.

Для начала  ответим себе на вопросы :Для чего нам учиться рисовать? Что если с детства не получилось надо ли нам это пробовать  во взрослом возрасте?. На протяжении своей жизни мы задаём себе подобные вопросы и часто  нам сложно  на них ответить. Давайте вместе поразмышляем зачем, для чего нам это надо? И надо ли вообще? Отсюда гармонично вытекают важные для нас извечные вопросы «Кто Я?», «Какой Я?»,  «Каковы мои способности?» «Как меня воспринимают окружающие?»  Настоящая жизнь это игра по тем правилам, которые мы сами создаём и выбираем для себя.

Одна только возможность увидеть мир по-новому может быть  достаточной причиной для того, чтобы научиться рисовать во взрослом возрасте.

Многие из нас бросили  рисование в возрасте девяти-десяти лет.

Мы выросли, стали взрослыми и сейчас  жалуемся , что мы  никогда не умели рисовать и не можем даже провести прямую линию. Мы часто видим , что  компетентные и уверенные в себе люди  испытывают застенчивость, смущение и беспокойство, когда мы   просим их  нарисовать лицо или фигуру человека. В этой ситуации как правило _говорят что-нибудь вроде: «Нет, я не могу! Что бы я ни рисовал, это всегда ужасно. Это напоминает рисунок ребенка» или «Я не люблю рисовать.  И не буду, так как   я при этом чувствую себя крайне глупо». Знакомые слова?  Возможно, каждый из нас сам испытывал некоторые из этих ощущений.

А  знаете что интересно?

Из всех живых существ на нашей планете только люди способны рисовать образы окружающих их вещей и людей.

Рисование воспринимаемых образов является сугубо человеческой деятельностью, обеспечиваемой всей мощью человеческого мозга. Да, обезьян и слонов тоже учат рисовать, а потом их картины, которые порой действительно выглядят весьма экспрессивными, выставляют и продают. Давайте вспомним себя и наших детей.  выводить линии на бумаге мы  начали года в полтора, когда нам впервые дали карандаш или мелок и мы самостоятельно  начали пробовать рисовать.  Вспомните , как мы свободно, без всякого стеснения  с упоением рисовали  кружок, смотрели  на него, добавляли  две черточки для глаз, указывали  пальчиком на рисунок и говорили : «мама», или «папа», или «это я», или «это мой мир», или что-нибудь в этом роде…

Куда же всё это исчезло потом?

 Рисование — это любопытный процесс, тесно переплетенный с наблюдением,  их нельзя разделить.

Способность рисовать зависит от умения видеть. Знаете ли вы , друзья, что умение рисовать это просто умение видеть.

Создается впечатление, что лишь немногие люди обладают способностью видеть и рисовать, художников часто считают людьми, наделенными редким, Богом данным талантом.

Процесс рисования представляется нам  чем-то таинственным и в каком-то смысле выходящим за пределы человеческого понимания. А сами художники зачастую не делают ничего, чтобы развеять эту тайну « Я просто смотрю на человека (или пейзаж) и рисую то, что вижу».- так говорят художники.

Мы откроем вам тайну , что  рисование это всего лишь  навык, которому можно научиться и научить., так как мы когда то научились ходить или ездить на велосипеде. .Рисование — это навык, который может быть усвоен каждым из нас -нормальным человеком со средним зрением и средней координацией руки и глаза. Нам  видится,  что умение преодолеть в себе комплексы. связанные с нашими опасениями, что мы не умеем рисовать очень важны для каждого из нас  так как  избавляют нас от множества проблем и неурядиц в реальной жизни.

Итак начнём плясать от печки, как говорили на Руси в старину  наши предки. Начнём с истоков развития нашего творческого потенциала и   воображения , ведь именно с этого и начинается наше творческое развитие., и наша вера в свои силы и возможности.

Французский  психолог  Т. Рибо  представил   основной   закон   развития воображения в трех стадиях:

детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

юность –сочетание  вымысла  и  деятельности,  «трезвого   расчетливого рассудка»;

зрелость – подчинение воображения уму интеллекту. Так у нас с вами и происходит в жизни.

 Давайте вспомним как мы рисовали в детстве ?

До 3 х лет  у всех  детей  воображение  существует  внутри  других  психических процессов,  в  них  закладывается  его  фундамент.

  В 3  года  происходит— становление  словесных  форм  воображения.  Здесь   воображение   становится самостоятельным процессом.

 Примерно к трем с половиной годам жизни малыша образность его искусства становится более сложной, отражая развитие сознания и изменения в восприятии мира. К голове порой пририсовывается туловище, хотя оно может быть и меньше головы. Руки  и даже ноги могут расти все еще  прямо из головы, но чаще они появляются из туловища, порой ниже талии. К телу дорисовываются ноги.

В 4 -5  лет  ребенок-  начинает  планировать,  составлять  в  уме  план предстоящих действий. Дети рисуют свои любимые образы много раз, запоминая их. В возрасте четырех-пяти лет дети начинают с помощью рисунков рассказывать истории и решать свои проблемы. К пяти-шести годам у детей уже сложился набор символов для изображения пейзажа

В 6-7 лет воображение носит активный  характер.

Дети в возрасте 9- 12 лет ищут способы добиться  того, чтобы объекты ≪выглядели настоящими» Особенно их привлекает изображение человеческих фигур .Дети в этом возрасте любят реализм потому, что они пытаются научиться видеть.. а потом всё наше желание рисовать и проявляться через рисование вдруг исчезает почему так происходит? Мы нарабатываем систему символов и в том возрасте она прочно закрепляется внутри нас.

Мы  знаем, из «умных источников»,  что за наш творческий потенциал отвечает правое полушарие мозга.

Именно оно  и лидирует у маленьких детей, которые, как известно, сначала делают, а уже потом думают,  и вот тут то , возможно, и сокрыт настоящий источник нашего творческого потенциала?.

С этим можно согласиться , вспомните,  что наиболее активно и  особенно интенсивно наша детская фантазия развивалась в возрасте от 5 до 15 лет.  Это логично. А вот  если в этот период  наше воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности данной функции.   А вместе с уменьшением способности фантазировать у нас обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке теряется  желание и намерение жить полноценной и наполненной жизнью.

Давайте вспомним ,как будучи детьми мы с большим интересом слушали и читали  сказки?

как по вечерам , лёжа в постели ,  мы  представляли  себе их образы, как реально существующие явления и погружались в миры ночных фантазийных и красочных снов, а подчас просто придумывали свои сказки и истории Наше  воображение некритически компенсировало у нас  недостаток жизненного опыта и практического мышления вхождением  описанных сказочных образов в нашу детскую и такую красочную и  реальную жизнь.. Именно поэтому  мы  легко верили в то, что наряженный актер — это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, мы даже порой  боялись злого волшебника или волка на экране телевизора,  и плакали  от жалости к Дюймовочке, слушая сказку. Воображая игровые ситуации и реализуя их,  мы сами того не ведая  формировали  у себя целый ряд личностных свойств и росли , росли, росли.

А  период  нашего подросткового максимализма? Мы  так легко творили и испытывали наслаждение от творческого созидания. С юношеским максимализмом  мы  сочиняли стихи,  музыку,  импровизировали танцы,  пытались решить сложнейшие (нередко не имеющие решения как, например, создание вечного двигателя) вопросы науки. Мы  считали себя героями.

Куда это стало исчезать потом , когда мы шагнули в мир столь долгожданной взрослости?  

С возрастом,  власть над нашим вдохновением и воображением  постепенно  захватывало левое полушарие., подминая под себя «наивное и детское» правое .  Ведь именно с окончанием нашего подросткового возраста , с нашим долгожданным  взрослением  левое полушарие  вдруг стало  решать за нас многие важные  жизненные вопросы. Именно тогда  оно и   стало  окончательно  доминантным,  и  начало полностью  контролировать  наши детские  мечты и фантазии, критиковать  нас, взвешивать  все наши «за и против»,  выстраивать логические цепочки и умозаключения, размышлять и делать нас солидными и «правильными».  Все  мы, взрослея, забываем о том, что были когда то детьми и по настоящему раздражаемся и сердимся на своих детей называя их пустыми  мечтателями и фантазёрами. Мы говорим себе «Да и вообще  нужно ли нам это « пустое» воображение?», и часто отвечаем «да возможно, но где найти на всю эту ерунду время?  Но если мы начнём считать  все «за» и «против» тут пальцев обеих рук не хватит, чтобы ответить себе самому- « да , да и ещё раз да» развитие воображения дарит нам крылья.

Мы можем позволить себя вновь стать « фантазёрами и мечтателями» …и начать рисовать.

Существует расхожее  мнение  что , нельзя научиться рисовать во взрослом возрасте это твердят нам все вокруг .

И мы по инерции или по привычке верим в то, что говорят  нам «проверенные источники», а также  печатные издания «известных и маститых» авторов. Читая их  мы часто забываем, что наш  самый главный советчик и друг,  тот единственный кому стоит верить и доверять это мы сами .

Если мы обратимся к литературе то увидим, что многие великие люди не простаивали  в детстве  часами за мольбертом и даже и предположить не могли, что когда –нибудь прославятся.

Врубель, например, с золотой медалью окончил юридический факультет. А затем, уже будучи взрослым и работая в главном военно- судном управлении поступил в качестве вольного слушателя в Императорскую академию художеств.

Но наше логическое мышление упорно  подсказывает, что нам  не стоит подходить к кистям «зачем заниматься детской и наивной ерундой»?

 

И постепенно  мечты о том, чтобы  позволить себе научиться рисовать становятся «воздушными замками на песке.  Мы начинаем  верить , что для нас овладеть техникой живописи и рисунка, научиться дружить с линией., так же сложно   как совершить восхождение на Эверест .Похоже?

Вырастая, мы становимся скучно и размеренно правильными.

Мы верим «своему гуру  и учителю во взрослой жизни -левому полушарию». С логической точки зрения объяснимо , так как вы живём в технологически развитой цивилизации. В нашей культуре акцент столь сильно смещен в сторону полезных способностей левого полушария, мы, безусловно, в весьма значительной мере «душим « потенциальные способности другой половины своего мозга и мозга  наших детей.

Исследовательница Джерри Лев утверждает  и лишь отчасти в шутку, что подготовка специалистов в системе высшего образования способна полностью разрушить право полушарие..

Вся наша культура, весь наш быт и весь мир вокруг нас  становится больше и больше рационально логичными. «Это правильно , но не верно» — любит говорить наш  профессор А.В Гордеева на своих творческих лекциях по психологии, и мы соглашаемся с таким утверждением.

Научиться рисовать  может значить  для нас с вами намного больше чем банальный навык вождения кистью по полотну, или карандашом по листу бумаги,  когда простая «мазня  вдруг становится открытием наших  новых возможностей .

Что это значит?

Это значит  взять контроль над собственным умом и логическим мышлением. Когда потребуется, самим договариваться с ним, выпуская на волю  свои  настоящие природные  чувства и эмоции.  Это значит стать вершителем своей реальности,  самим отвечать за сценарий собственной жизни, рисуя его яркими красками своих эмоций и ощущений.  Мы, открывая дверь и позволяя   творить своему правому полушарию , позволяем войти в нашу жизнь творчеству и вдохновению. Мы осознаём , что мир вдруг начинает  радужно сиять. Мы  ощущаем себя счастливыми.  Согласитесь, это и есть наше движение вперёд по дороге жизни в удивительном приключении под названием  жизнь. Это и есть наше саморазвитие.

Если  мы вновь обратимся  к печатным изданиям, то  прочитаем, что   согласно статистике у большинства людей в зрелом возрасте с развитием мышления происходит упадок воображение. 

А ведь  наше воображение позволяет нам   выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Дает возможность еще до начала  любой работы представить себе готовый результат труда. Это  у нас психологов называется «создание образа цели и образа действия» проще говоря  , это  предвидение будущего  результата и выстраивание нашего пути движения к нему.

Творческий подход к жизни  помогает нам во многих логических и практических вопросах.

Мы знаем , что  почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.  Давайте вновь обратимся к психологии.

Классик психологии С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение — это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного  порождение на этой основе новых образов. Воображать — это преображать».

Важно суметь договориться с собой о взаимодействии внутри нас двух наших половинок логической и творческой.

Этому учат нас и традиционные и  нетрадиционные  техники, «симарона» , например, изучая её  мы видим:  «Технологию снятия конкурентных отношений между двумя частями личности. Установления согласия соединения их намерений в один узел, продуктивный для обеих сторон.  Этот узел – природный пульт нашего творческого управления всеми аспектами своего существования) ».( В. Долохов, В. Гурангов  «Сокровища экстаза» Издательство «Захаров» Издательский дом «Гелеос» Издательская группа «Весь» 2009 год.

Соединение работы наших  двух полушарий и возможность переключения и заключается  «В состоянии, которое в именуется единством души и разума,  воображения и восприятия  и рождается таинственная сила – внешнее намерение. Те, кто испробовал это на своем опыте, с изумлением рассказывают, как их мысли непостижимым образом воплощаются в действительность, а реальность буквально на глазах меняет свой облик.» -это цитата из близкой мне по духу книги Вадима Зеланда «Трансёрфинг реальности» вступление).

Но вернёмся  к возможностям нашего мозга с более научной точки зренияЛевое  полушарие -является вербальным и аналитическим, правое — невербальное  и комплексное.  и доминирющее , поэтому мы и перестаём творить, всё больше опираясь на логику.

Так  за какие функции отвечает наше левое полушарие?  

Верно за логику и рацио . А в нашей взрослой  жизни  так  много нерешённых и волнующих нас вопросов и задач, которые не всегда возможно решить рациональным и логическим путём.

Так что процесс рисования,  это не простая банальность. Он соединяет навы и восприятия с решением  нашей проблемы, позволяет нам перейти в альтернативный режим мышления.

Существуют два режима нашего восприятия

«П- режим»- режим правого полушария. , этот термин  ввела  автор книги «Откройте в себе художника» профессор  Бетти Эдвардс .

В этом режиме мы: «видим» вещи,- воображаемые —существующие только для внутреннего зрения, —вспоминаем вещи, которые могут быть реальными ,видим расположение этих вещей в пространстве;  видим, как части, соединяясь, составляют целое;  понимаем мета­форы; мечтаем; создаем новые идеи;  жестикулируем; рисуем возникающие в уме образы; раскрываем творческие способности; способны  по-новому обрабатывать информацию

Рабочий режим правого полу­шария: -интуитивный,  субъективный, синтетический, целостный,  не связанный со временем

Правое полушарие плохо справляется:  с последовательными операциями  — сначала выполнить первое действие, потом второе, затем следующее;    может начать с любого места или охватить все сразу; с систематизацией; с наименованием вещей; не очень точно чувствует время; с анализом и абстрактными исследованием существенных характеристик, лежащих в основе вещей; не понимает, что означает выражение «пустая трата времени»;  рассматривает вещь такой, какая она есть в данный момент;

Но в реальной жизни  мы обычно  пользуемся «Л режимом»

 – это режим левого полушария. Режим иллюстрирует аналитический; вербальный; вычислительный; символический; линейный; объективный пути восприятия действительности.

Левое полушарие мозга является: доминантным; быстродействующим; склонно вмешиваться в процесс со своими словами и символами; принимается  даже за работу, не слишком подходящую для него.

Наша цель , рисуя просто пытаться  научиться смотреть на вещи по-другому. Волшебная тайна способности к рисованию состоит , в способности переключать мозг в особый режим видения восприятия.

Способность рисовать рождается тогда, когда мозг включается особым образом в П-режим.

Мы способны рисовать тогда, когда видим тем особым образом, которым видят опытные художники. ,   в этот момент мы способны  решать многие жизненные вопросы легко и свободно. Мы, сосредоточившись на рисунке, одновременно фокусируем внимание и  на вопросе , требующем решения, приведём слова из книги о взаимодействии двух полушарий : «Наше левое полушарие  смотрит на рисунки — тем более на рисунки-аналогии — как на нечто маловажное, просто бессмысленные каракули и самоустраняется от работы над ними, отключая одновременно и ≪цензуру≫. Благодаря этому человек получает возможность изобразить в виде рисунка то, что он внутренне знает, но не умеет выразить вербально, на сознательном уровне.

Конечно, получившие традиционное воспитание директора могут рассматривать эту информацию как недостоверную, но я подозреваю, что отношение к ней как раз и предопределяет конечный успех деятельности компании.» говорит в своей ставшей мировым бестселлером книге « Откройте в себе художника» профессора Бетти Эдвард

«Вот  ключевой принцип: рисование — это комплексный, или целостный, навык, требующий лишь ограниченного набора базовых компонентов.  Подобно другим комплексным навыкам — таким как, скажем, умение ходить, читать, водить машину, кататься на лыжах,  — рисование складывается из нескольких взаимодополняющих навыков, которые составляют единое целое.  Усвоив все компоненты и собрав их вместе, вы приобретаете умение рисовать  — подобно тому, как, однажды научившись читать или ходить, вы способны делать это всю жизнь.  Нет необходимости постоянно накапливать дополнительные базовые навыки. Ваш дальнейший прогресс определяется практикой, совершенствованием техники и изучением того, к чему можно приложить приобретенные навыки. Это было захватывающее открытие, потому что оно означало, что человек может научиться рисовать за относительно короткое время. И действительно, мы с коллегами теперь проводим пятидневный семинар, который дает возможность учащимся приобрести основные навыки за пять дней интенсивных занятий ( « Откройте в себе художника»  Профессор Бетти Эдвардс стр15 издание ооо « Попури» 2009). Ещё  в далёком  1979 данная книга явилась одним из первых примеров практического педагогического опыта. двойственной природы человеческого мышления: вербальное, аналитическое мышление осуществляется главным образом в левом полушарии,   перцепционное, образное мышление — в правом полушарии мозга.

Есть Два пути познания 

В нашем языке философами, учителями и учеными разных времен и культур была провозглашена концепция двойственности человеческой природы и мышления. Ключевой идеей является представление о том, что существует два параллельных пути познания

Чётко разделяют:

Мышление и чувства и  Интеллект и интуицию;

Объективный анализ и Субъективное прозрение.

Эта  книга популярна и в наше время, по её материалам проводятся многие занятия по обучению рисованию . После1979 года многие другие авторы тоже предложили свои методики применения данного открытия, выдвигая все новые и новые способы развития обоих режимов мышления с целью повышения потенциала личности. Благодаря этим необыкновенным открытиям, сделанным за последние пятнадцать лет, мы теперь знаем, что, несмотря на наше обычное ощущение единства и цельности личности — единого существа,— наш мозг раздвоен, причем каждая половина обладает собственным способом познания, своим особым восприятием окружающей действительности. Образно говоря, каждый из нас имеет два разума, два сознания, которые сообщаются и сотрудничают посредством соединительного ≪кабеля≫ из нервных волокон, протянувшегося между полушариями. Теперь мы знаем, что два полушария могут работать друг с другом по-разному. Иногда они кооперируются. А нам важно, чтобы они научились взаимодействовать и кооперироваться внутри нас.

Мы поделимся  с вами   частью секретов , раскрываемых в данной книге:

Совокупное умение нарисовать то, что находится  перед глазами -воспринимаемый предмет, -человек, -пейзаж  Требует только пяти фундаментальных навыков— не более. Эти навыки не являются собственно навыками рисования.

 Это навыки восприятия:•

Первый — восприятие краев; •

Второй — восприятие пространства;•

Третий — восприятие соотношений;•

Четвертый — восприятие света и тени;•

Пятый — восприятие целостного образа, или ге-штальта.

Требуются, конечно, и дополнительные базовые навыки для творческого, выразительного рисования но  повторюсь, тепять навыков, которые я назвала выше, обеспечиваютТренировку восприятия для квалифицированного овладения способностью выражать свои чувства и мысли с помощью рисунка.

Эти пять базовых навыков являются необходимыми предпосылками эффективного использования и составляют единый, комплексный навык рисования

  Пять основных базовых навыков рисования

1.   Восприятие краев (общих краев контурного рисунка)

·         Восприятие пространств, называемых в рисовании негативными пространствами

·         Восприятие соотношений (перспективы и пропорций).

·         Восприятие света и тени (или светотени)

·         Восприятие целого (гештальта, сущности объекта)

А когда мы их освоим  возможно подключение ещё двух: 

·         Рисование по памяти.

7  Диалог.или воображение

Мы видим , что очень важно позволить себе порой переключаться и  работать в режиме правого полушария  Базовая стратегия перехода в «П-режим» это основная стратегия( для обозначения работы мозга в режиме зрительных образов) для научения свободному рисованию.

Суть  стратегии работы в П-режиме Состоит в следующем

Чтобы получить доступ к подчиненному, образному, имеющему дело со зрительным восприятием П-режиму работы мозга, необходимо предложить мозгу работу, которую отвергает вербально-аналитический Л-режим. Для большинства людей работа в Л-режиме представляется простой, нормальной и знакомой (хотя это не относится ко многим детям и дислексикам).Извращенная стратегия П-режима, напротив, может показаться им трудной и непривычной — даже ≪чудачеством ≫. Ей приходится обучаться, преодолевая сопротивление ≪естественной≫ тенденции мозга опираться на Л-режим, потому что в целом в мышлении доминирует язык.  Научившись управлять этой тенденцией для решения конкретных задач, человек получает доступ к мощным функциональным возможностям мозга, которые часто затеняются речью»

Все упражнения в данной методике  построены на двух организующих принципах  преследуют две главные цели:

Во-первых, научить  пяти базовым навыкам рисования

Во-вторых, создать условия для облегчения перехода в П-режим сознания, режим мышления и восприятия, который как будто специально предназначен для рисования.

Таким образом в процессе обучения рисованию мы одновременно учимся  управлять тем, как наш мозг обрабатывает информацию Эта методика может привлечь  внимание людей разных профессий. Поможет  интуитивно почувствовали связь этих идей с  разными сферами деятельности.  Используя П-режим, мы можем взглянуть на вещи по-другому.

Нам важно научиться осуществлять переключение мышления и извлекать из этого двойную выгоду:

Во-первых, сознательным усилием воли открывать доступ к правой стороне вашего мозга, с тем чтобы войти в несколько измененный режим сознания.

Во-вторых, видеть вещи по-иному.  Эти два навыка позволят нам научиться хорошо рисовать, А  также управлять своим творческим мышлением. Слегка измененное состояние сознания, сопровождаемое ощущением восторга,  испытывают многие  художники, занимаясь рисованием, живописью, лепкой или искусством любого другого рода, вероятно,  и это состояние в какой-то степени  знакомо нам . Порой мы , замечаем  небольшие сдвиги в сознании, занимаясь куда более обычной по сравнению с изобразительным искусством работой.  Когда мы читаем, бегаем трусцой, шьём,  готовим, слушаем музыку  и…рисуем.   Мы  вдруг соскальзываем  в слегка измененное состояние сознания мечтательности  или задумчивости и начинаем воспринимать мир вокруг нас иначе..

Многие художники отмечают, что они видят вещи иначе в процессе рисования, и часто упоминают о том, что рисование несколько изменяет их сознание. В этом измененном субъективном состоянии художники испытывают: чувство воодушевления, «единения с работой»;  способность улавливать связи, которые в обычном состоянии остаются неуловимыми. исчезает чувство времени; слова улетучиваются из сознания. Художники говорят, что при этом они остаются в полном сознании, но избавляются от напряжения и беспокойства, испытывая приятный и почти мистический душевный подъем. Наш совет прежде чем «бежать на курсы или на семинар купите и самостоятельно прочитайте  данную книгу и она послужит  великолепным  стартом в начале нашего пути к себе.

Таким образом мы видим , что П- режим это режим изменённого сознания .

Находясь в этом режиме и рисуя  , возможно  зарисовывать свои впечатления, даже если человек, никогда не учился рисовать.  Как только режим рисования в станет привычным возможно сознательно контролировать это переключение сознания. «Если какая-то деятельность вроде живописи становится привычным способом самовыражения, это может привести к тому, что человеку достаточно только взять в руки инструменты и материалы, необходимые для живописи, и начать работу с ними, чтобы действовать по наитию и осуществить быстрый переход в высшее состояние».Роберт Генри. «Дух искусства», 1923 г.

Роджер Н. Шепард, профессор психологии Стэн- фордского университета,  так описал свой собственный способ творческого мышления, в процессе которого научные идеи появляются в его голове как невербальные, практически законченные, исподволь вынашиваемые решения проблем. ≪То, что во всех этих случаях внезапного озарения идеи принимали преимущественно зрительно-пространственную форму, без — насколько правильно я могу анализировать происходящее внутри себя самого — какого-либо вербального вмешательства, вполне соответствует тому способу мышления, который для меня всегда был предпочтительным… С самого раннего детства моим счастливым время препровождением были часы, проведенные за рисованием, разного рода «бесполезными» занятиями или упражнениями, связанными с чисто ментальной визуализацией». «Визуальное обучение, мышление и общение», 1978 г.

 В последние годы выявлены  новые данные о связях двух полушарий и  о функциях мозолистого тела — огромного нервного «кабеля», соединяющего два полушария,( левое и правое) — свидетельствуют о том, что поток информации из одного полушария другое может перекрываться, когда выполняемая задача требует невмешательства того или иного полушария

Нам хочется напомнить: что помимо  показанной нами методики существует множество других : в итернете, в книгах, в изо студиях. Мы с вами можем выбрать любую , приятную и желанную нам. Сейчас главное другое,  позволяя себе , рисовать во взрослом возрасте , нанося мазки на полотно,  мы  как бы говорим себе « мы  творим мир вокруг себя и он в ответ дарит нам улыбку любви и радости.».  Мы вновь открываем яркие краски, сочные цвета, не только на бумаге, но в нашей жизни. Ощущение радости это можно подарить себе  сейчас просто играя с краской и позволяя себе творить.

 А сейчас   давайте поиграем? 

Мы минутку оторвёмся от чтения, возьмём чистый лист бумаги и начнём прямо сейчас. Просто отпустим себя ,это и есть наше с вами и первое упражнение : мы начинаем наносить на бумагу штрихи или  мазки  легко и свободно, мы будем сейчас   слушать себя быть собой , играть с собой и нашим лучшим другом  миром, играть ,  как в далёком детстве.

Все, что мы делаем сейчас , кажется нам чрезвычайно увлекательным. 

Мы сейчас :внимательны; сосредоточенны; Чувствуем свое единение с предметом, на котором сконцентрировано наше внимание;  мы  полны энергии, но спокойны;   мы активны, но не испытываем  тревоги;  уверены в себе и чувствуем , что способны выполнить задачу. Мы сейчас мыслим не словами, а образами. Это очень приятное состояние. Выходя из него, мы  чувствуем себя не утомленными, а, наоборот, бодрыми.  А самое главное , что в процессе выполнения данного упражнения внутри нас  оживают детская непосредственность, способность удивляться простым вещам ,  умение открывать красоту в самых обыкновенных вещах

Почему наши дети так открыты и радостны ? Потому что они живут играя с миром,  позволяя ему баюкать себя, баловать, водить в кино, кормить мороженым,  катать на карусели. Они рисуют и искренне радуются своим шедеврам, с гордостью показывая их нам,  Почему повзрослев мы утрачиваем способность радоваться чудесам? Ограничиваем себя в возможности просто взять кисть и нанести на бумагу мазок сочной и яркой краски и засмеяться от счастья. Мы  взрослея забываем дрогу к себе. Забываем , что мы все родом из детства. Забываем вкус бабушкиных пирожков? Не видим ,что солнце яркое? Небо голубое? Не верим ,что в мире живут чудеса? Важно помнить об этих тонкостях и нюансах и тогда мы способны творить чудеса в нашей реальности.

Говоря о  творчестве   вспомним слова замечательного психолога В. И. Слободчикова:«подлинное «Я», формируется действительно полное, свободное «бытие-у-самого-себя». Здесь речь  об истинном, окончательном освобождении где человек  становится причастным бесконечному универсальному БытиюИменно здесь впервые открывается потенциальная эквивалентность человека Миру, вся полнота человеческой реальности как духовного микрокосма.»

Мы просто хотим поделиться с вами простым открытием, которое откроет огромный мир  вокруг вас по новому.

Ведь итог нашей статьи таков:  начинать рисовать возможно в любом возрасте возможно  в любом возрасте 

Это дарит нам: умение видеть по новому себя и весь мир вокруг себя., по новому решать многие жизненные задачи.

Позволяя  себе творить  мы растём, меняем себя и своё восприятие мира изнутри и снаружи. «Ты сам создаёшь свою вселенную по мере продвижения вперёд»,  сказал У. Черчиль.

Возможность научиться рисовать  — это только средство, а не самоцель. 

Рисование раскрывает  особые способности правой половины нашего  мозга, той самой половины, которая нужна для рисования.

Обучаясь рисованию, есть возможность научиться  видеть по-другому.

Поэтично выразился художник Роден, «Вы станете доверенным лицом природы, откроете глаза на прекрасный язык форм, научитесь выражать себя посредством этого языка.» Занимаясь рисованием, возможно научиться: глубоко погружаться в ту часть своего сознания, которая часто остается в тени бесконечных деталей повседневной жизни. Через этот опыт ,развить  в себе способность воспринимать вещи во всей их яркости и полноте, видеть их фундаментальные характеристики,  взаимосвязи и возможности для их новых сочетаний.

  Рисование это всего лишь ключ, открывающий путь к другим целям.  Важно  развивать  свои индивидуальные способности через углубление понимания того, что такое наш ум и как он работает.

Развивая  в себе  возможности переключения  в П-режим мы можем: чувствовать  себя более уверенно;  принимать верные решения; преодолевать  проблемы; стать гармоничной и цельной личностью. раскрыть свой творческий потенциал. Благодаря новым способам мышления и новым возможностям нашего мозга, используемого во всей его полноте, нам станут доступны творческие решения самых разных проблем, как личных, так и профессиональных. Мы считаем ,что потенциальные возможности творческой, образной стороны вашего мозга почти безграничны, и с помощью рисования возможно познать эту могущественную сторону своего «я» и сделать ее видимой для других.

 Рисуя, мы  делаем видимым  себя .

Как сказал немецкий художник Альбрехт Дюрер, «тайное сокровище, скрытое в вашем сердце, через ваше творчество становится явным».

 И так самое главное зерно нашей статьи, «Чтобы научиться рисовать, надо не рисовать учиться».

Это звучит  парадоксально,  но чтобы научиться рисовать, надо:  просто  усилием воли переключать  нашу систему мышления,. Переключаясь на визуальный мозговой режим  мы обретаем способность видеть вещи по-особенному, так, как видит и воспринимает  их художник.

А мы знаем , что образ  восприятия   художника:  отличается от обыденного;  требует сознательного  ментального перехода;  создаёт условия, приводящие к такому ментальному переходу.   Это всё  умеет делать  обычный человек, научившийся рисовать. Этому  учимся мы  с вами , читая данную статью . Мы учимся, видеть и воспринимать мир иначе. Растёт наше умение видеть вещи глазами художника, ведь  оно сокрыто внутри нас самих. Оно приносит пользу во многих Других сферах жизни, где возникает потребность творческом решении проблем. Каждый из нас заметил, что  теряется ощущение времени, когда мы переключаемся в состояние П-режима,  пока по завершении работы не взглянули на часы  Мы не слышим того что говорили люди, люди вокруг; Мы ощущаем себя в полном сознан  и в то же время мы абсолютно расслаблены; уверены в себе; увлечены; поглощены рисованием; сохраняем ясность мыслей.

Один художник сказал: «Когда я работаю действительно на подъеме, это не похоже ни на что другое, что мне доводилось испытывать. Живописец и живопись становятся одним целым. Я возбужден, но спокоен; взволнован, но полон самообладания. Это не просто счастье, это скорее блаженство. Я думаю, именно это побуждает меня вновь и вновь возвращаться к живописи и рисованию». Пребывание в П-режиме действительно доставляет удовольствие,  Находясь в этом режиме, мы всегда  будем хорошо рисовать.  Есть и еще одно дополнительное преимущество:  переход в П-режим на время освобождает нас от доминирования вербально символического Л-режима, что приносит нам  долгожданное облегчение. Удовольствие приносит и то, что наше  левое полушарие отдыхает, хранит молчание на время переключения.

Видя такую  творческую цель, давайте начнем мастерить ключ, и сотворять чудеса?

Сегодня и сейчас и какая разница сколько нам лет?

Мы  берём в руки кисть и краски или просто цветные фломастеры, мелки, карандаши и …..рисуем мир вокруг себя и себя в этом мир напевая наивную и  детскую песенку « пусть всегда будет солнце пусть всегда будет небо пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я…»?

Главное,  что мы  сейчас вновь ощущаем , что мир вокруг нас не чёрно- белый , а цветной.

И  нам  хочется жить даже  когда нам  одиноко и грустно и кажется ,что рушится мир и люди вокруг такие далёкие и чужие.  Закончив один рисунок, мы вновь кладём перед собой  следующий  чистый лист и ……  мы  вновь  создаём свой  мир….и он дарит нам…..то что  мы  сотворили.

Мы осознаём  что мир вдруг начинает сиять и мы становимся счастливыми.

Согласитесь, это и есть наше движение вперёд по дороге жизни  в удивительном приключении под названием  жизнь.

Это наше саморазвитие. И мы с гордостью говорим себе «я рисую».

Мы обнаружим себя креативными и творческими людьми, и скажем себе любимому :  «Я  талантливый художник своей жизни».  « Я гениальный художник».

 

Источник статьи